Если перенести ремешок Мери Джейн с подъема на щиколотку и добавить вертикальный, то получится модель туфель для танго (tango shoes). Туфли имеют закрытую высокую пятку, каблук и дополнены Т-образным ремешком или перекрещивающимися лямками на подъеме. История модели началась в 1910-х годах, когда танго активно покоряло Европу и США. Страстные движения и запретная публичная откровенность привлекли к танцу всеобщее внимание. Появились вечера танго, школы танца и профессиональные пары танцоров. Обувная индустрия начала выпуск специальных туфель, которые были удобными, мягкими, устойчивыми и при этом отлично держались на ногах даже во время страстных па.

Сегодня в этих туфлях по-прежнему танцуют танго, но их же носят и в повседневной жизни. Смысл ремешков давно забыт, они стали украшением модели, подчеркивающим подъем ноги, щиколотку и красиво оформляющими стопу.


Туфли-перчатки

Туфли-перчатки (glove shoes), по мягкости сравнимые с чешками, - герои весенне-летнего сезона 2017. Название glove (англ. перчатки) туфли получили за мягкость материала, из которого они сшиты. Тонкая эластичная кожа, сравнимая по мягкости с перчаточной, делает обувь беспрецедентно комфортной. По посадке на ноге glove shoes можно сравнить разве что с чешками - обувью, в которой тренируются гимнастки и танцовщицы. Помимо мягчайшего материала glove shoes отличает отсутствие жесткой формы: подноска, пятки и прочих «каркасных» деталей. Подробнее читайте в нашем материале.


Оксфорды

Оксфорды (oxford shoes) - туфли с закрытой шнуровкой, у которых боковые детали ботинка (берцы) пришиты к основной части (союзке) единым швом. Даже при развязанных шнурках оксфорды держат свою форму, расширяясь в области язычка всего на пару сантиметров.
В женский гардероб оксфорды пришли из мужского, представая иногда в оригинальном маскулинном виде, а иногда - в женственном утонченном формате.


Дерби

Дерби (derby shoes) - туфли с открытой шнуровкой, у которых боковые детали (берцы) пришиты к основной (союзке) коротким боковым швом. Модель легко надевается: когда шнурки развязаны, боковые детали свободно расходятся в стороны. По нашим субъективным наблюдениям, полуботинки-дерби встречаются в женском гардеробе чаще, чем полуботинки-оксфорды.


Броги


Монки

Монки (monks, monkstraps) - полуботинки без шнуровки, в которых роль застежки играют боковые пряжки. В дословном переводе с английского «monkstraps» означает «пряжки монахов». Своим появлением обязаны монахам, которые носили удобную обувь с пряжками вместо шнурков.


Лоферы

Лоферы (loafers) - обувь, совмещающая верх без шнуровки с подошвой туфель. Несколько разновидностей лоферов дают простор для фантазии, поэтому обувь является одной из самых популярных как в мужском, так и в женском гардеробах. В зависимости от декоративных элементов и формы верха они подразделяются на пенни-лоферы, лоферы с пряжкой, с кисточками, с бахромой, венецианские, бельгийские и слиперы.

Пенни-лоферы
Пенни-лоферы (penny loafers) - модель, дополненная кожаной полоской с прорезью. По легенде, студенты использовали этот декор в своих целях: вставляли в прорезь монетку пени на удачу, от которой и призошло название «пенни-лоферы».

Лоферы с пряжкой
Лоферы с пряжкой (buckle loafers) появились в 1930-е годы, когда итальянский дизайнер Gucci дополнил обычную модель пряжкой в форме трензеля - детали конской сбруи. Лоферы с пряжкой buckle loafers (buckle - «пряжка») имеют второе название «Gucci loafers» по имени своего создателя. Современные версии переосмысляют трензель: вместо него можно встретить украшение в виде бамбуковой палочки, спирали и просто цепи.

Лоферы с кисточками
Лоферы с кисточкой (tassel loafers) обязаны появлением американскому актеру Полу Лукасу, которого в одну из заграничных поездок очаровали завязки-кисточки на лоферах. Всемирному распространению лоферов с кисточками способствовали студенты Лиги плюща, для которых tassel loafers стали негласной униформой, отлично вписываясь в школьно-студенческий стиль преппи.

Лоферы с бахромой
Лоферы-килты (kiltie loafers) - модель, которую украшает широкая кожаная бахрома. Килтами лоферы названы по аналогии с шотландской национальной юбкой, которую отдаленно напоминают кожаные полоски. Бахрома килтов может быть дополнена пряжкой, кисточкой или быть самостоятельной деталью.

Бельгийские лоферы
Бельгийские лоферы (belgian loafers) - модель, украшенная маленьким бантиком. Эту деталь добавил дизайнер Генри Бендел, а форму он позаимствовал у бельгийских обувщиков, у которых учился ремеслу.

Венецианские лоферы
Венецианские лоферы (venetian loafers) - модель, которая отличается полным отсутствием украшений. Названы «венецианскими» за сходство с лаконичной формой венецианских гондольер. По внешнему виду схожи со слиперами, но не имеют выраженной формы язычка.

Слиперы
Слиперы (slippers) - туфли с классической подошвой лоферов и мягким верхом без украшений, часто из бархата или твида. Выступающий язычок со скругленными краями может быть декорирован тиснеными или вышитыми вензелями.


Дезерты

Дезерты (desert boots) - ботинки высотой до щиколотки из замши, нубука или кожи на каучуковой подошве. Названием обязаны британским солдатам, воевавшим в них в песках Египта во время Второй мировой, а также Натану Кларку, наладившему их производство в мирных условиях под брендом Clarks, в честь которого этот вид часто называют просто clarks. Отличительная особенность - два отверстия для шнуровки с каждой из сторон. Если их больше, то ботинки из дезертов превращаются в чакка.


Чакка

Чакка, чукка (chukka boots) - ботинки высотой до щиколотки из замши, нубука или кожи. Название «чакка» произошло от термина «чаккер» - периода игры в поло. В отличие от дезертов, чакка могут иметь любое количество отверстий для шнуровки. Характерным отличием chukka boots является кожаная подошва.


Челси

Челси (chelsea boots) - ботинки выше щиколотки на низком каблуке с резиновыми вставками по бокам. Эластичные вставки позволяют ботинкам сохранить узкую в щиколотке форму, отказавшись при этом от молнии и шнуровки. В женском гардеробе челси на низком каблуке часто становятся элементом минималистичного стиля в сочетании с узкими джинсами и кожаной косухой. Резинкой могут быть также снабжены ботильоны на каблуке, что дает нам право называть их ботильоны-челси.


Мокасины

Мокасины (moccasins) - обувь без шнуровки на мягкой резиновой подошве (без каблука) или кожаной с резиновыми вставками-шипами. Отличительная особенность мокасин - выступающий шов на верхней части обуви, часто с наружной обметкой. Женская версия мокасин практически не отличается от мужской, поэтому их можно назвать обувью-унисекс.


Топсайдеры

Топсайдеры (topsiders, boat shoes) - обувь яхтсменов на рифленой нескользящей подошве со шнурком вокруг пятки. Название происходит от topside - верхняя палуба. Шнуровка проходит пунктирно по краю верха, чтобы обеспечить надежную посадку туфли на ноге: удобство и безопасность яхтсмена на мокрой палубе являются главными требованиями. Исторически подошва топсайдеров была белого цвета, который не оставлял следов на белоснежной палубе яхты, но сегодня можно встретить модели различных расцветок, так как белый утратил свое функциональное назначение. Как и мокасины, топсайдеры не отличаются по своему внешнему виду в мужской и женской версиях, поэтому также являются унисекс-моделью.


Слипоны

Не путать со слиперами! Слипоны (slip-on) - спортивная модель с гладким верхом без шнуровки и ровной резиновой подошвой. Верх может быть сделан из текстиля или кожи, сбоку - вставки из резинок, которые обеспечивают удобство и быстроту надевания. Обувь универсальна в мужском и женском исполнении, поэтому модели нейтрального цвета при наличии размера можно покупать в любом каталоге.


Эспадрильи

Эспадрильи (espadrilles) - обувь с тканевым или кожаным верхом на плетеной подошве из джута. Аутентичное сочетание джута и парусины перекочевало из разряда дешевой обуви для рабочих на плантациях в гардеробы кинозвезд. Эспадрильи вдохновляли творческих и свободомыслящих людей, в числе которых были Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Эрнест Хемингуэй, Грейс Келли, Жаклин Кеннеди, Одри Хепберн и Маноло Бланик. Ив Сен-Лоран дополнил эспадрильи джутовой платформой, благодаря чему мы получили одну из наших любимейших летних пар - танкетки.


Веллингтоны

Резиновые сапоги без застежки - wellington boots - обязаны именем своему создателю, британскому полководцу Артуру Уэлсли Веллингтону. Первые модели были отшиты их мягкой кожи, а резиновыми стали лишь после изобретения резины и получения патента на производство обуви из нее. Пережив две мировых войны, веллингтоны обретают свою бессмертную форму, которой становятся высокие зеленые сапоги Green Hunter от компании Hunter Boot Ltd. Увлекательную историю всемирного завоевания , а в качестве вдохновения на каждый день используйте образы Кейт Мосс в веллингтонах с фестивалей Коачелла.


Луноходы

Луноходы (moon boots) - сапоги и полусапоги, напоминающие ботинки для сноуборда. Название пришло на ум создателю, итальянцу Джанкарло Дзаната, когда он увидел плакат с астронавтами, вернувшимися с Луны. Историю создания необычной обуви для земных космонавтов . Отличительные особенности мунбутов - прямая линия пятки, толстая подошва и суперобъемных верх из нейлона. Правый и левый ботинок не отличаются друг от друга, сверху продет фиксирующий шнурок. Популярность «лунных ботинок» оказалась столь высока, что название бренда стало нарицательным, дав имя целому виду обуви.


Ридинги

Сапоги для верховой езды - ридинги (riding boots) - родом из времен, когда верховая езда была незаменимым навыком. Сапоги для верховой езды шились из мягкой плотной кожи, которая долго служила и при этом давала наезднику возможность управлять лошадью легким сжатием ее боков. Право на женскую пару сапог для верховой езды заслужили первые женщины-путешественницы, которые отказались от неудобного женского седла в пользу практичного мужского. Современные женские ридинги могут быть с низким каблуком или со шпилькой, в последнем варианте сохраняя лишь отдаленное сходство с оригиналом. В гардеробе ридинги органичны в сочетании с леггинсами и объемным верхом.


Джекбуты

Прообраз джекбутов (jackboots) - армейские сапоги для верховой езды. Военное время предъявляло к обуви свои требования, поэтому, в отличие от мягких ридингов, джекбуты усиливали металлической подкладкой - кольчугой, вшитой в стенки сапога. Укрепленное голенище было призвано защищать от травм и ранений в бою, а для управления лошадью сапог был дополнен ремнем со шпорой на голенище. Во время Второй мировой войны джекбуты стали частью формы немецких войск, поэтому до сих пор вызывают ассоциации с агрессией и милитари-стилем. Одна из наиболее грубых и агрессивных форм сапог, на чем эффектно играют некоторые дизайнеры, например, Рик Оуэнс.


Джодпур

Джодпур (jodhpur boots) - ботинки до щиколотки с круглыми носами на низком каблуке, снабженные ремнями на голенище. Предназначенные для верховой езды, ботинки крепились на ногах с помощью ремней и пряжек, обернутых вокруг щиколотки. Если убрать ремни, заменив их эластичной вставкой, ботинки превратятся в челси. В оригинальном виде ремешок на джодпурах оборачивается вокруг щиколотки и крепится пряжкой к внешней стороне ботинка.

Ботинки названы по имени города Джайпур (Индия). В 1897 году индийская команда игроков поло во главе с сыном махараджи Джайпура выступала на скачках в честь юбилея королевы Виктории. Игроки были одеты в национальные костюмы, включавшие брюки churidar и короткие ботинки с ремешками. Английское общество оценило экзотическую обувную новинку и заменила свои высокие сапоги ридинги на короткие джодпуры, сочетая их с привычными английскими бриджами. Кроме удобства, новые формы были гораздо дешевле в производстве, так как на них уходило меньше кожи. Сегодня джодпур могут иметь вариации с одним или несколькими ремешками, которые играют декоративную роль.

2 октября 2015, 18:23

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.

Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.

Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее:

Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век):

Моду на остроносую обувь - пулены (poulaines - нос корабля), в 14 веке ввели рыцари, подчеркивая тем самым свою непричастность к труду. Длина носов была строго регламентирована: принцам крови разрешалось носить обувь с носами в 2,5 ступни, родовитым дворянам - в 2 ступни, рыцарям - в 1,5 ступни, горожанам - в 1 ступню, простолюдинам - в 0,5 ступни.

Пустой носок забивали паклей. Пулены были символом флирта. Ими, во время званных вечеров, под столом, могли довести до оргазма соседку, сидящую напротив.

Церковь видела в этой обуви угрозу благопристойности. Кроме того в пуленах было неудобно вставать на колени во время молитвы. Обувь была названа когтем Сатаны и проклята Ватиканом. Черную чуму объявили наказанием за пулены.

Это было время Филиппа Красивого и его жены Жанны (Хромоножки). Красивого и жадного.

Именно в этой области (обуви) и начали изошряться подданные, стремясь хоть как-то выделиться.


Это была обувь с более или менее динными носами, в зависимости от того, кто ее носил: в соответствии с королевским эдиктом тут же утвердилась иерархий костюмов, которую все признавали.Так, принцы и могущественные феодалы носили пулены в два фута длиной, богачи - в один фут, простой люд – в полфута.
(Отсюда пошло выражение жить на широкую ногу.)

На широкую ногу (жить).

Оговоримся сразу: за достоверность истории возникновения этой поговорки ручаться трудно. Но она занимательна.

В рождении этого сочетания слов, как еще рассказывают, повинна мода, которая возникла в Англии еще в XII веке. На большом пальце правой ноги английского короля Генриха II Плантагенета появился уродливый нарост. Король никак не мог изменить форму обезображенной ноги. Поэтому он заказал себе башмаки с длинными, острыми, загнутыми кверху носками.
законодательном порядке: обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее полуфута (15 сантиметров), рыцарям и баронам - в один фут (около 30 сантиметров), а графам - в два фута.

Размеры обуви стали, таким образом, свидетельством богатства и знатности. Про богатых людей заговорили: "Ишь, живет на широкую ногу (или на большую ногу)!"
Чтобы огромные ботинки не сваливались, модникам приходилось набивать их сеном. Поэтому во Франции, которую эта мода тоже не миновала, родилось и другое выражение: "иметь сено в башмаках"; оно также означает: "жить в довольстве".

Почему же все-таки приходится сомневаться в достоверности этой истории?

Да потому, что законодателем этой моды называют также отца Генриха II - Готфрида Плантагенета.
Эффект оказался потрясающим. Уже на следующий день сапожники были завалены заказами на "носатую" обувь; каждый новый заказчик стремился перещеголять предыдущего. Король счел за благо ограничить длину носков в

Другие относят появление длинной обуви к XIV веку. Испанцы считают, что идиома "жить на широкую ногу" является испанской, немцы - немецкой, и т. д.
Одно лишь несомненно: выражение это - точный перевод с немецкого - стало широко употребительным в России каких-нибудь сто с лишним лет назад, после того, как в 1841 году Литературная газета поместила заметку о его происхождении.

Чтобы длинные носы не мешали ходить, их пристегивали цепочками к браслету у колена. Щеголи украшали их колокольчиками, различными фигурками зверей, маленькими зеркальцами.

Женская обувь была похожа на мужскую, но носы ее не были настолько длинными: этого не позволяли длинные юбки.

В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.

Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона:

В XV веке на смену длинным пришли тупые и широкие носки, а чтобы вид у туфель был более эстетичным, к ним стали прибивать каблуки. Но все эти изменения не затрагивали женскую обувь, так как выставлять даже край ножки в то время было верхом неприличия.

В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.


Lucas Cranach l"Ancien " La M"elancolie ", 1532.


Hans HOLBEIN the Younger
Darmstadt Madonna (detail)
1526 and after 1528


sodoma
Deposition from the Cross (detail)
1510-13
Oil on panel
Pinacoteca Nazionale, Siena



PICHORE, Jean
Illumination from a Manusсript
1503



Luca SIGNORELLI-
Apocalypse (detail)
1499-1502
Fresco
Chapel of San Brizio, Duomo, Orvieto

Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г):

Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век):

Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.

Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения:

Kaiser Karl V. (1500-1558) mit seinem Englischen Wasserhund
Date
1532

В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, - на подъёме, другой, поменьше - около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты - высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами - своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.

Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан»:

Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.

Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы:



Eglon van der Neer (1634–1703) Link back to Creator infobox template
Title
English: Elegant Couple in an Interior
Date 1678

Обувь из музеев----------


England)
1700



Pair of shoes
England,
1690– 1710

Очень интересная форма туфель, платформа не давала каблукам тонуть в грязи, но шлепала при ходьбе:


Woman’s slapshoe
Leather, 1625-1649 AD, England

Мужские портреты начала XVII века.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.

Женские портреты начала XVII века

Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг:



Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг:

Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.

Мужские портреты первой и второй половины XVIII века:

Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год:

Франсуа Буше «Туалет», 1742:

Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг:


Gents 18th C


Court shoes
Date: 1780–1800

Характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников:


18th century shoes mules


Jean Francois de Troy (1679–1752) La D"eclaration d"amour
Date 1731



William Hogarth (1697–1764) »Mariage `a la Mode«, 1743-1745

Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг:

Женские туфли с защитными паттернами:


Maurice Quentin de La Tour (1704–1788)
Portrait en pied de la marquise de Pompadour
Date between 1748 and 1755

Silk shoes with yellow silk covered heels

Possibly French, 1760s

Туфли первой половины XVIII века
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.

Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830:

Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792:

Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год:


Pair of shoes
1830s-1840s (made)


Pair of boots
Great Britain, UK (made)
1835-1840 (made)

Evening boots
1850-55 С возвращением в моду кринолинов, а позже – турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени - полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой. Slippers
Hellstern and Sons (French)
1911


Pietro Yantorny (Italian, 1874–1936)
Date:
1914–19


Slippers
Hellstern and Sons (French)
1910


1913


Boots
Stetson Shoe Company
Date:
1910–20


Evening boots
Bray Bros. (American)
Date:
ca. 1918


История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.

Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.



В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.

Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее

Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)

Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.
В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.

Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)
В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.

Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).

Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.

Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, - на подъёме, другой, поменьше - около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты - высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами - своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.

Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».

Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.

Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.

Мужские портреты начала XVII века.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.

Женские портреты начала XVII века

Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг

Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг

Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.

Мужские портреты первой и второй половины XVIII века

Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год

Франсуа Буше «Туалет», 1742

Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг

Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг

Женские туфли с защитными паттернами

Туфли первой половины XVIII века
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.

Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830

Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792

Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год

Этническая обувь различных народов была обусловлена несколькими факторами, во первых климатом, чем он теплее, тем легче обувь, образом жизни, у кочевых народов обувь мягче и удобнее чем скажем у жителей побережья, доступными материалами и развитием общего уровня ремесел или, говоря по-современному, технологий. Остановимся на обуви отдельных стран. Например, восточная обувь Турции и других стран ближнего Востока представлена различными вариациями остроносых туфель либо шлепанцев из ткани или кожи с плотной, изначально кожаной, подошвой, богато украшенные вышивкой и бижутерией.

Традиционная обувь Китая

Самой экзотичной, своеобразной и характерной обувью китайских женщин в прошлом, являются лотосовые ботиночки, они имеют очень маленький размер, в два раза меньше привычного и узкий острый носок. Чтобы женщины могли носить такую обувь, им с детства бинтовали ноги и помещали в специальные колодки. К счастью сейчас подобная практика не сохранилась. Лотосовые ботиночки украшались богатой вышивкой и были обувью аристократов. Наиболее распространенной обувью простых китайцев были плетеные сандали, которые крепились к ногам веревками. Более нарядными были мягкие матерчатые тапочки, украшенные вышивкой, чью подошву делали из нескольких слоев проклеенной бумаги и ткани и прошивали рядами стежков. Более обеспеченные слои населения носили чулкообразные сапоги на каблуке или тапочки с похожей на подставку подошвой.

Индийская традиционная обувь

Перечислим наиболее популярны её виды. Джутти – закрытые легкие туфли из кожи или плотной ткани, как правило, покрытые вышивкой. Моджари – остроносые туфли или шлепанцы с слегка или сильно загнутыми вверх носками. Как правило из кожи или ткани, покрыты красивой вышивкой. Чаппалы – своеобразные шлепанцы с кольцом вокруг большого пальца и широкой полосой над стопой. Часто ручной работы с богатой вышивкой, популярна в сельских районах Индии. Еще стоит упомянуть древнейшую индийскую обувь – падуки, это толстая деревянная с колышком, который зажимался между пальцами ноги.

Как разнообразить свой гардероб в этно-стиле? Если вы желаете разнообразить свой привычный гардероб, то вещи и обувь в этно-стиле – это именно то, что вам необходимо. Яркие индийские шлепанцы или сандалии непременно подарят вам отличное настроение и внесут яркие краски в вашу жизнь. Создавайте интересные образы!