Cлайд 1

Инновации в образовании ТРИЗ - педагогика Педагогический совет Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста Подготовила: старший воспитатель Р.А.Крутова

Cлайд 2

Cлайд 3

Цель Систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ – педагогики Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Cлайд 4

Методика ТРИЗ Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Cлайд 5

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Cлайд 6

"ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Cлайд 7

Алгоритм решения изобретательских задач Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Cлайд 8

Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала” Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: "Хорошо – плохо”, "Черное – белое”, "Адвокаты – Прокуроры” и др. Игра "Черное-белое” Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного. . . Плохо – они быстро рвутся. . . и т.д.) Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д. Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом). Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход).

Cлайд 9

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов Пример "Помоги Золушке” Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – небудь тяжелым прижимать. На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма. Пример: "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?” Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе. . .Особенно его хорошо видно на снегу. . . Теперь ему только под землей надо жить. . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля. . . А гулять ему теперь надо только ночью. . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его. . .) Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, "тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Cлайд 10

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки. . . Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева. . . Метод "Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу. Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем. Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система). Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное) Игра "Кубики” (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков” дети составляют модели "Борща”, "Океана”, "Извержение вулкана” и т.д.

Cлайд 11

Приемы фантазирования: Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты. Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми. Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах. Динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему "динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему "статика” – переменные свойства в постоянные. Пример: Компьютер, измененный по приему "динамика”, мог бы изменять форму (превращать во что-нибудь). А человек, измененный по приему "статика”, имел бы всю жизнь, начиная с годика, одинаковый рост (рост взрослого человека). Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик

Cлайд 12

Коллаж из сказок Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. Сказка от стишка (Э. Стефановича) - Не знахарка, не ведьма, не ворожка, Но обо всем, что в Миске, знает Ложка. (Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой. . .)

Cлайд 13

Спасательные ситуации в сказках Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств. "Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть. . .” Предложите свои варианты спасения котенка. Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты. Старая сказка – "Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”. Сказки от "живых” капель и клякс. Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: "на что похожа твоя или моя клякса?” "Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы "живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.

Cлайд 14

Моделирование сказок Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой. . .) На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель. Работа педагога – тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: "Путешествие в прошлое одежды”, "Посуда рассказывает о своем рождении”, "История карандаша” и т.п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать что изобретать – это значит решать противоречие. На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д.

Cлайд 15

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например, воспитатель обращается к детям: "давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?” В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Cлайд 16

Подготовительный этап Можно начать с игровых упражнений типа "Дорисуй”, "Дострой”, "Составь картинку из геометрических фигур”, "На что это похоже?”, "Найди сходства”, "Найди различия”. Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые ("построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды. Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии. "Загадалки-узнавалки” Кто стучит, как в барабан На сосне сидит. . .(дятел) Ай, какой я молодец, Красный, круглый.(помидор) Такие загадки очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность. Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: "Что лишнее?”, "Что вначале, что потом?”, "Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?” Игры: "Логический поезд”, "Большое Лу – Лу”. Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны. Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д. При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи: На общее развитие; На проверку инерции мышления; На использование приемов фантазирования.

Cлайд 17

C целью получения необходимых навыков использования приёмов и методов ТРИЗ хорошо использовать «тренажёры ума» Комплекс упражнений "Тренажер ума”: Тренажер 1. 1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов) Окно, корабль, ручка, пальто, часы; 2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы). 3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему?

Cлайд 18

Тренажер 2. (Упражнения с числами) 1. Как получить числа: 0, 2, 5 ..., пользуясь числами и математическими знаками. 2.Продолжи цифровой ряд 2, 4, 6, ... 3. Какое число должно находиться вместо вопросительного знака? (Считать по столбикам) 358 61? 141 4. Игра "Скелет” Предлагаются определенные сочетания согласных букв. Например: КНТ или ЗБ. Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные. Могут получиться слова: КНТ (канат, кнут, кант) ЗБ (зуб, зоб, изба, зябь) 5. Трудное задание (после прогулки) 1. Сколько ты встретил или видел мужчин, женщин, детей? 2. Какие машины стояли, какие проехали мимо? 3. Гулял ли кто-нибудь с собакой? Опиши ее. 4. Были ли на улице велосипедисты? 5. Были ли люди с детскими колясками? Рассмотри рисунок и составь рассказ. Например: путешественник собирает рюкзак в поход: приготовил топорик, нож, веревку, не может найти второй ботинок, а часы показывают, что через 15 минут ему выходить ит.д. Придумай сказку, используя изображенные предметы (колокол, лестница, корона, корзина с яблоками, кувшин, расческа, роза, змея, топор, сундук).

Cлайд 19

Тренажер 3. 1. Составь рекламное объявление для газеты так, чтобы лова начинались на одну букву. Пример: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть. Текст телеграммы: Срочное сообщение: "Сбежала собака Сушка, светло-коричневая, среднерослая. Срочно сообщите. Скучаю” 2. Составь цепочку слов (ассоциация) Исходное слово. Книга - лист - дерево - липа - чай Тренажер 4. Задания на проверку инерции мышления Требуется быстро отвечать на вопросы заданий. Подумать при этом можно, но не долго. 1. Сколько пальцев на 2-х руках, а на 4-х? 2. На болоте сидит по-французски говорит. Кто это? (объясни с каких пор лягушки стали говорить, да еще и по-французски). 3. К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег. Если имеется ода одноместная лодка. На улице довольно холодно, но еще не совсем зима - речка не замерзла. 4. Как глухонемой в хозяйственном магазине объяснит продавцу, что ему нужен молоток? А как слепому попросить ножницы?

Cлайд 20

Тренажер 5. Системность и системный разбор. 1. Найди лишнее слово в каждой строчке Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги). Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода). 2. Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему: Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа. Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина. Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д. 3. Составь цепочку подсистем для системы "настольная лампа” Это может быть такая цепь: настольная лампа - свет - лампа - стекло и т.д.

Cлайд 21

Тренажер 6. Приемы фантазирования. Прием "Перспективы” "Посмотри, что получится”. С далекой планеты прилетели инопланетяне и приземлились в нашем городе. У них какие-то коварные планы и для исполнения своих тайных замыслов они отключили свет во всем городе. Город погрузился во мрак: не светят включенные лампы, фонари. Чтобы не дать инопланетянам завладеть городом (страной), надо как-то пробраться туда, где они отключили энергосистему, включить ее и помешать их замыслам. Как это сделать? При этом не попасть в руки инопланетян, а в темноте они ориентируются очень хорошо. Прием "увеличения” или "выдумляжа”.Проснувшись однажды утром, жители нашего города увидели, что трава в городе "выросла до пятого этажа”. Что будет происходить дальше? Кому это понравится, а кому нет? Какие проблемы возникнут у жителей города? Какие будут последствия? Прием "уменьшения”. Предложить детям уменьшить все автомобили в городе до размеров детских, игрушечных автомобилей. Как тогда люди будут решать проблемы с транспортом? Как использовать уменьшенные автомобили? После практического применения "тренажеров ума” проводится игровой тренинг для проверки способностей усвоения навыков творческого мышления. "ВНИМАНИЕ! РЕЙТИНГ!” Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем. Воспитатель Фаткулина В.В.

Cлайд 22

Cлайд 23

Занятие 1 Противоречия в погоде 1. Знакомство с помощником воспитателя 2. Диалог с Игрушкой о погоде 3. Подвижная игра «Солнышко и дождь» 4. Обсуждение с детьми противоречий в погоде 5. Подведение итогов Занятие 2 Противоречия в предметах 1. Классификация игрушек по различным признакам 2. Подвижная игра «Разбежались!» 3. Обсуждение противоречий в предметах

Cлайд 24

Занятие 3 Противоречия в предметах (продолжение) 1. Беседа о профессиях 2. Игра «Дрессировщики» 3. Дидактическая игра «Магазин» 4. Подведение итогов Занятие 4 Противоречия в ситуациях 1. Противоречия в болезни 2. Игра «Простуда» 3. Анализ ситуаций 4. Подведение итогов

Cлайд 25

Занятие 5 Противоречия в размерах 1. Анализ проблемной ситуации 2. Игра «Большие - маленькие» 3. Упражнение «Расставь по порядку» 4. Подведение итогов Занятие 6 Противоречия в количестве 1. Анализ проблемной ситуации 2. Игра «Много - мало» 3. Противоречия в количестве 4. Подведение итогов Занятие 10 Подсистемы предметов: объект «чайник» 1. Обсуждение «Какой чайник лучше?» 2. Игра-эстафета «Наполни чайник» 3. Анализ подсистем 4. Подведение итогов Занятие 11 Подсистемы предметов: объект «машина» 1. Анализ подсистем 2. Игра «Светофор» 3. Обсуждение «Какие бывают машины по назначению» 4. Подведение итогов Занятие 14 Твердые и жидкие человечки 1. Решение проблемной ситуации 2. Сравнение твердых и жидких веществ 3. Игра «Замри» 4. Моделирование ситуации 5. Подведение итогов

Cлайд 30

Упражнения по методике ТРИЗ Старшая сестра закрылась в комнате и не пускает брата. Как малышу решить проблему. Можно пожаловаться маме, барабанить в дверь, плакать…Мальчик нашёл эффективный способ. Подвинув стул к двери, он сказал девочке: «Всё, теперь ты заперта и не сможешь выйти». Дверь тут же отворилась. Методика ТРИЗ направлена на обучение дошкольников находить нестандартные и действенные способы решения проблем. Упражнения на раскрытие функций предмета 1. «Что умеет делать?». Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и.т.д. Предложите детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как велосипед помог бы ей? 2. «Мои друзья». Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей. - Я – водяной. Мои друзья – те, кто живёт в воде. Дети подбегают или подходят к ведущему, называя подходящие предметы. Заниматься по методике ТРИЗ лучше с группой детей. Так они будут учиться и друг у друга. Но и выполнение заданий только с мамой способствует развитию нестандартного, творческого мышления.

Cлайд 31

Упражнения на нахождение путей развития ситуации 1. «Что было – чем стало». Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала: - Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички). - Было зёрнышком, а стало…(деревом) - Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и.т.д. - Было зелёным, а стало жёлтым. Что это? Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан. 2. «Паровозик». Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».

Cлайд 32

Упражнения на выявления связей между объектами и их ресурсов 1. «Помоги Золушке» (нахождение внутренних и внешних ресурсов решения задачи) Злая мачеха велела Золушке на обед напечь пирожков. Золушка замесила тесто, сделала начинку. Теперь ей нужно раскатать тесто, но скалки нигде нет. Наверно, вредные сёстры спрятали скалку специально, чтобы досадить бедной Золушке. Как теперь поступить? Варианты: попросить у соседей, купить в магазине новую, сделать самой из полена или бутылки, формировать лепёшки рукой и.т.д. 2. «Коллаж из сказок» В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино. Однажды пошёл Колобок в лес за грибами и не вернулся. Пошли Незнайка и Буратино его искать. Видят, навстречу им Красная Шапочка идёт и горько плачет… Затем сказка продолжается совместно с ребёнком. 3. «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашёл Вини-Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идёт и всему удивляется. Вдруг видит, костёр горит. А вокруг костра Бармалей скачет. 4. «Аукцион». На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает. - Что можно делать ложкой? (кушать, перемешивать, копать, и.т.д.)

Cлайд 33

Cлайд 34

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ


ТРИЗ - ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

  • автор - отечественный изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. (15.10.1926 - 24.09.1998)
  • Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады.

ТРИЗ – ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА, ЦЕЛЬ КОТОРОЙ – СТИМУЛИРОВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ СИСТЕМНО И ВМЕСТЕ С ТЕМ НЕСТАНДАРТНО. ТРИЗ РАСПОЛАГАЕТ КОНКРЕТНЫМИ ПРИЁМАМИ, ПРАВИЛАМИ, ИНСТРУМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА .

В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего:

  • Выслушивать каждого желающего.
  • Давать только положительные оценки, они раскрепощают!
  • Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!
  • Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
  • Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.

  • снимается чувство скованности,
  • преодолевается застенчивость,

СОГЛАСНО ТЕОРИИ ТРИЗ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЁННЫЕ ЛИЧНОСТИ СОСТАВЛЯЮТ – ДЕТИ: В 5 – ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ ОНИ ДАЮТ ДО 90% ОРИГИНАЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, А В 7 –ЛЕТНЕМ – 20% , А ВЗРОСЛЫЕ – ЛИШЬ 2%.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей

  • снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость,
  • развивается воображение, речевая и общая инициатива,
  • повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
  • ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта"

(Генрих Саулович Альтшуллер).


  • Основная задача ТРИЗ- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.
  • Начинать занятия с детьми нужно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов:

Для чего?

Чем можно заменить?

Чем хорош?

Чем плох?

Чем полезен?

Чем неудобен?

Что делать?

Где можно использовать?

Как быть если…?


МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ТРИЗ

  • Прогнозирование -- прием фантазирования, при котором будущее объекта рассматривается на трех уровнях:
  • в объекте будущего отсутствуют недостатки («плохое»), которые есть в настоящем. Функция объекта сохраняется. Например, карандаши не будут ломаться;
  • объекта не будет, а функция будет выполняться. Например, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта(карандаша) нет;
  • объекта нет и функция не нужна. Карандашей нет, чертить и рисовать не нужно, как это может быть?..

  • Противоречие - предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п.

Приемы разрешения противоречий - объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.

Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:

  • во времени -

в одно время объект обладает одним признаком, в другое -- противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая -- растаяла);

  • в пространстве -

одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);

  • в системах -

один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и креп­кие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать);

  • в отношениях -

объект для одного обладает одним признаком, а для другого - противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).


  • «ДА- НЕТКА» -- ВИД ЗАГАДКИ, В КОТОРОЙ ОТГАДЫВАТЬ НУЖНО ПРИ ПОМОЩИ ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ МОЖНО ОТВЕТИТЬ ТОЛЬКО «ДА» ИЛИ «НЕТ».

Задачи «Да- нетки» решаются постепенным сужением круга поиска.

«Да- нетки» бывают

  • объектные (загадывается один объект)
  • ситуационные - «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).
  • числовые «да- нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количе­стве вопросов),
  • линейная «да- нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали),
  • плоскостная (предметы располагаются на плоскости),
  • объемная (предметы располагаются в пространстве).

Например:

– Я загадала слово (кошка). – Это слово обозначает предмет? – Да. – Это растение? – Нет. – Это что-то неживое? – Нет. – Это животное? – Да. – Оно белого цвета? – Это не важно.

И т.д., пока слово не будет угадано.


  • ЭВРОРИТМ - ПРИЕМ ФАНТАЗИРОВАНИЯ, ПРИ КОТОРОМ КОНКРЕТ­НЫЙ ОБЪЕКТ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПО ПЛАНУ:
  • функция и противоречия в данном объекте;
  • варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?);
  • анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;
  • анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;
  • анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не вы­полняется;
  • придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).

  • МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ -

Суть метода заключается в следующем:

  • детям предлагается назвать три любых объекта.

Предметы получаются необычные и интересные, поэтому предлагается детям зарисовать то, что у них получилось.


Например Фонарик.

  • Случайные объекты Очки, валенок, парашют.
  • Характерные свойства или признаки случайных объектов

Очки: солнечные, защитные, модные.

Валенки: теплые, мягкие, деревенские.

Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

  • Новые сочетания

Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.

Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.

Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

  • Новые идеи

Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.

Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.

Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.


  • Метод маленьких человечков (ММЧ ) - прием, позволяю­щий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними.

ММЧ позволяет наглядно опи­сать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.


Беседа о мыльных пузырях.

Игрушка .: Сегодня мы с вами будем пускать мыльные пузыри!

Воспитатель .: Хорошо, но давай вначале разберемся, как они получа­ются. Мыло ведь твердое. А пузыри какие? Откуда берется воздух внутри пузырей?

Игрушка .: Так мы же сами его надуваем!

Воспитатель .: Мыло состоит из «твердых человечков». Но они очень любят купаться. Когда рядом с ними вода, они отпускают руки и начинают плавать и брызгаться получается пена. Если мы захотим выдуть пузырь, то на соломинку берем капельку воды, а в ней «человечки мыла». Когда мы начинаем дуть «человечки» растягивают руки в стороны, запуская «газообразных человечков» внутрь...

Игрушка: Почему пузыри так быстро лопаются?

Воспитатель : У человечков руки скользкие, мокрые, они уже не могут крепко держаться и отпускают их.

Игрушка: А почему, когда пузырь лопнет, остается капелька воды?


  • МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА

Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода.

Например, с детьми можно решать такие проблемы: -Как спасти колобка от лисы. -Как выгнать лису из зайкиной избушки. -На чем рисовать, если нет бумаги.

Благодаря мозговому штурму дети поймут, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы рационального мышления.


  • МЕТОД КАТАЛОГА
  • Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад. Для этого можно взять любую книгу, обычно берут хрестоматию, и задают вопросы, на основе которых и будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в тексте.
  • Можно предложить вот такой ход сказки: -Жил- был… -И был он какой… -Умел делать что… -Делал он это потому, что…и тд.

Дети очень любят составленные таким образом сказки, так как сюжеты получаются интересными, благодаря неожиданным характеристикам и сравнениям.


  • МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Цель его – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами.
  • Суть метода заключается в следующем: детям предлагается назвать три любых объекта.
  • Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов.
  • Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает.
  • Предметы получаются необычные и интересные, поэтому можно предложить детям зарисовать то, что у них получилось.

Как играть со старшим дошкольником в игры с использованием этого приема?

  • Предложите ему 2 картинки (из двух разных классификационных групп –«игрушки» и «посуда») и предложите объединить их: «Что получится если к машинке прибавить кастрюлю?... Конечно, это же машина для перевозки молоки, бензина, воды!». Разберите с малышом их прежние функции и новую: «С машинкой можно было просто играть: катать ее, скатывать с горки.

В кастрюле можно было сварить суп, компот. А теперь машина везет кастрюлю с супом (водой)». Продумайте форму, размер нового предмета: «Конечно, машина должна быть достаточно большой, чтобы увезти кастрюлю, на ней надо сделать специальную подставку. Или наоборот, кастрюлю нужно взять поменьше, чтобы уместилась на машине…и т.д.»

  • Можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – до чего угодно!

УЧИМСЯ ЗАГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ

  • Рассмотрим на примере: котята сонные и подвижные.

Сонный – погружённый в сон, спящий.

Подвижный – быстрый, в движении.

  • Находим на иллюстрации сонных и подвижных котят, сравниваем их по наглядным характеристикам. На полуактивном этапе попросим детей найти сонные и подвижные объекты на примере другой иллюстрации. Для активного этапа, используем задания с применением сравнения, составление загадок.
  • Используем схему, в которой загадываемый объект описывается взрослым,

Какой? Что такое же?

Котёнок - сонный - девочка

Пушистый - тигр

Тёплый - одеяло

  • Поставим между столбиками «но не», загадка будет звучать:

Сонный, но не девочка,

Пушистый, но не тигр

Тёплый, но не одеяло.


РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ МЕТОДИКА «КАРТИНКА БЕЗ ЗАПИНКИ»

В гости приходит волшебник «Дели – давай»

  • первым шагом мы называем шаг «дели» , то есть определение состава картины. Наводим нашу камеру или бинокль или подзорную трубу на объект и начинаем рассматривать картину, выделяя детали.
  • шаг второй, «давай» (нахождение связей). Соединяем между собой два объекта и объясняем их взаимосвязь.

Чтобы их применить необходимо, перешагнуть рамки картины:

  • Закройте глаза и представьте, что вы попали в картину, вот здесь вы стоите.

Наши глазки закрываем

В мир волшебный попадаем

Руки вверх, руки вниз

Глаза открой и удивись.

Что слышат наши уши?

(Например, в картине «Кошка с котятами» ушки услышат мурлыканье котят, голос хозяйки и т.д.)

Мы вошли в картину, давайте походим по ней, послушаем, потрогаем, понюхаем: котята мягкие, пол твёрдый и т.д.

Вдохнули носиком, что мы почувствовали, какой запах поймали?

(запах молока, супа, который готовит хозяйка и т.д.)

А теперь давайте попробуем этот вкусный суп, только не обожгитесь, ведь он горячий, подуйте.


  • Наш бинокль «Дели – давай» рассмотрел все участки картины. Закончилась ли его работа? Нет. Ведь у нас есть ещё один друг и помощник – «Отставай – забегай». Он поможет нам узнать, что было, а что будет, выстроить события в нужной последовательности.

Выбираем одного из героев и представим, что он делал раньше, до появления на этой картине, а что будет делать потом.

  • Следующий шаг - разные точки зрения.

Определяем состояние одного из героев, превращаемся в персонаж (с детьми, возможно, разыграть ситуацию из жизни героя), и описываем события с точки зрения этого героя. Ситуации предлагает педагог, а затем и дети.

Представьте себе, что вы –это девочка, которая кормит кур. Какое у вас настроение? Что вы видите вокруг? Каким вам кажется все вокруг?

Можно предложить составить рассказ от лица одного из цыплят, которых кормит девочка, рассказать,что видит и чувствует цыпленок.

  • После анализа с помощью методики «Картинка без запинки» дети составляют связный рассказ.

Конечно, не обязательно все этапы методики проводить на одном занятии. Может быть проведено 2-3 занятия по одной картине, в зависимости от цели, которую ставит педагог и от уровня развития детей.


СИТУАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ ПО СЮЖЕТАМ СКАЗОК

  • Некто пострадал из-за собственной щедрости

«Заюшкина избушка»

  • Он много хвалился, за что и поплатился

«Колобок»

  • Он её освободил, потому что полюбил

«Царевна- лягушка»

  • Она молчала, потому что любила

«Дикие лебеди»

  • Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашел

«Золушка»

  • Они ушли, она пришла. Они пришли, она ушла.

«Три медведя»


ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Здесь ребенок учится находить нужное решение поставленной задачи через выявление и формулировку противоречий, используя при этом различные ресурсы.

Решая задачи, встающие перед героями этих историй, дети приучаются творчески мыслить, снижая при этом стереотипность мышления и, самое главное, они понимают, что из любого затруднительного положения всегда можно найти выход!


ЯМКИ

Ранним солнечным утром маленький львёнок набирал совочком песок и насыпал его в ведёрко. Наполнив ведерко, он высыпал песок обратно в ямки. «Вот интересно, - думал львёнок, - если я выкопаю много-много ямок, а затем насыплю туда камушки, будет это похоже на берег озера?»

«Здравствуй, маленький львёнок», - он и не заметил, как вернулась умная черепаха, которая была в гостях у знакомой ящерицы.

«Чем это ты занимаешься?» - спросила черепаха.

«Я выкапываю ямки, а потом их закапываю», -простодушно ответил львёнок.

«Мда-а, - произнесла умная черепаха, - а ты не думал заняться чем-нибудь полезным?»

«А что значит заняться полезным?» - львёнок перестал копать и посмотрел на черепаху. «Ну как тебе объяснить? - черепаха сняла очки и задумалась. - Вот ты выкапываешь ямки, а для чего?».

«Просто так, я же играю», - искренне ответил маленький львёнок.

«А ты не думал, что можно играть и в то же время делать что-нибудь нужное?» - спросила черепаха.

«Как это?» - удивился львёнок.

«Допустим, ты выкапываешь ямки, а затем сажаешь туда маленькие кактусы и поливаешь их водичкой, - объясняла черепаха. - Ты одновременно играешь и приносишь пользу». «Ух ты! - восхищённо произнёс маленький львёнок. - Можно ещё рыхлить землю под пальмами, и от этого тоже будет польза».

«Ну конечно, - улыбнулась умная черепаха и спросила: - А что ещё можно делать играя, но с пользой?»

Подумайте, что ответил львёнок.


КАКТУСОВЫЙ САД

Наступило время цветения кактусов. Цветочки на них были розовые, голубые, зелёные, оранжевые. «Вот бы вырастить кактусовый сад», - думал львёнок. С этим он пришёл к умной черепахе. Черепаха была в прекрасном настроении и что-то напевала. «Послушай, черепаха, давай посадим кактусовый сад - будет очень красиво», - предложил львёнок. «Замечательно, - согласилась черепаха, - но только этот сад появится не скоро, ведь кактусы растут очень медленно». «Как жаль!» - огорчился львёнок. «Не огорчайся, можно пересадить уже большие кактусы», - посоветовала умная черепаха

«Ура! У нас будет кактусовый сад!» - обрадовался маленький львёнок. «Но для этого нужно аккуратно выкопать кактус и пересадить его в подготовленную ямку», - объяснила черепаха и принялась копать ямки для кактусов.

Львёнок же подбежал к самому красивому и большому кактусу, дотронулся до него, но тут же отдёрнул лапу. Он начал лизать лапу и хныкать: «Он такой колючий!». Черепаха повернулась к львёнку и сказала: «Конечно, для этого и нужны иголки, чтобы никто просто так его не хватал». «Ну как же я его возьму-у?» - продолжал хныкать маленький львёнок. «Кактус должен колоться, чтобы никто не мог повредить его, и не должен колоться, чтобы его можно было пересадить», - рассуждала черепаха. «Как же всё-таки взять кактус не уколовшись?» - спросил львёнок.

Подумайте, что предложила львёнку черепаха?


1 из 49

Презентация - Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников

7,103
просмотра

Текст этой презентации

МБДОУ «Детский сад №60» г. Воронеж
подготовила:воспитатель Разова Анна Сергеевна
2016г
Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников

Общее недоразвитие речи – (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
У детей с ОНР также нарушена связная речь, связное речевое высказывание отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения
У таких детей очень трудно бывает удержать их внимание, побудить интерес к занятию, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти, развивать мышление. Поэтому работа с данными детьми заставляет искать те формы, которыми можно облегчить детскую деятельность, сделать процесс более интересным и полезным.

В настоящее время в современной дошкольной педагогике и логопедии большое внимание уделяется развитию речи дошкольников в русле ведущего вида деятельности – игре. Будучи увлекательным занятием для детей, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому я использую методы и приёмы ТРИЗ.

Т - теория Р - решения И - изобретательских З - задач Разработана бакинским ученым, писателем- фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".

В 1982 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, которая в конце 80-х начала проводить специальные семинары, благодаря которым ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах. В 1987 г. ТРИЗ случайно (семинар для инженерно-технических работников проводился на базе детского сада) приходит в д/с. Так ТРИЗ впервые нашел применение в детском саду в 1987 году в городе Находка.

ТРИЗ способствует:
Формированию творческих способностей детей на основе развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением
Создает предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования
Предусматривает развитие у детей фантазии

Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приемы изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:
1. Мозговой штурм
4. Метод фокальных объектов
5. Метод Робинзона
6. Да-нет-ка
3. Морфоло- гический анализ
7.Типовое фантазирова - ние
8.Системный оператор
2.Синектика

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Темы: Как уберечь продукты от мышей Как не намокнуть под дождем Как мышам достать сыр из-под носа кота Как выгнать лесу из заюшкиной избушки Как потушить пожар, если в доме нет воды Как не дать медведю залезть на теремок и развалить его Как оставить кусочек лета в зиму
1. Мозговой штурм

2. Синектика (метод аналогий): а) Личностная аналогия (эмпатия). Варианты заданий: изобрази будильник, который забыли выключить; покажи походку человека, которому жмут ботинки; изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика; представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай знакомую песенку или промяукай. б) Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет-стрекоза, подводная лодка-рыбы). в) Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

3. Морфологический анализ Цель: выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

Возможные варианты характеристик по выделенным критериям
Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды Характер
Ребенок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый
Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный
Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик
Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчак

4. Метод фокальных объектов (МФО)
(МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес. Детям предлагаются 2 слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений. Стол Метеорит круглый искрящийся кухонный горячий пластмассовый стремительный Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства. Например, машина: стремительная - быстро едет; горячая - везет горячий хлеб; искрящаяся - летающая тарелка; кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.

5. Да – нет - ка
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Первые вопросы должны быть наиболее общие: - Это живое? - Это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

Задумано число 3 из первых пяти цифр- Это число больше 2?- Это число меньше 4?

6. Метод Робинзона
Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в виде игры «Аукцион». Предлагается детям предмет (фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение. Следующий вариант: Представьте себя на необитаемом острове, где есть только… (скакалки, битые лампочки, конфеты, пустые пластиковые бутылки). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет, в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды, строят дома и т.д.

7. Типовое фантазирование
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов: изобретательская задача - дошкольное Творчество: а) уменьшение-увеличение объекта (выросла репка маленькая - премаленькая. Продолжи сказку); б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка); в) дробление-объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных); г) оператор времени (замедление-ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй какой была твоя мама в детстве); д) динамика-статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

8. Системный оператор
Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение. Например, пылесос - это система, состоящая из таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы «бытовая техника». Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).

Прошлое Настоящее Будущее
Веник Пылесос Скоростной аппарат по уборке помещения
Саженец Дерево Пень

Что предмет представлял собой в прошлом
Как будет выглядеть предмет в будущем

Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий с детьми
Игры с элементами ТРИЗ
«Угадай, что я загадала»
«Сказка наизнанку»
«Что-то часть чего-то»
«Что из чего?»
«Фантазия»
«Теремок»
«Чем был – чем стал»
«На что похоже?»
«Плохо-хорошо»
«Найди друзей»
«Цепочка»
«Перевертыши»

Игра «Раньше – позже»
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.

Игры на сравнение систем
«На что похоже»

Игра «Лимпопо»

Игры на выявление функционального назначения объектов
«Повторяка» Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя: Я – Я умею прыгать. Я – Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. Я – Я тоже прыгаю, когда рисую точки.

Игра «Четвертый лишний»

Игра «Хорошо-плохо»
Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Л: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. Л: Съесть конфету – плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы.

«Кто-кто в теремочке живет?»
- Расскажите сказку "Теремок". Давайте разыграем ее так, как это делают в стране Перевертышей. - Возьмите рисунок и играйте за нарисованный предмет. Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я - ... Воздушный шарик. А ты кто? - А я - ... Футбольный мяч. Пустишь меня в теремок? Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.

Игра «Теремок»

Игра «Пять волшебников»
Лексическая тема: «Овощи». Волшебники Рассмотрите помидор. Что о нём скажет каждый волшебник? Волшебник глаз: «Он красный». Волшебник нос: «Он вкусно пахнет». Волшебник рот: «Он кислый, бывает сладкий». Волшебник рука: « Он твёрдый, а бывает и мягкий». Волшебник ухо: «Он тихий и его неслышно, он не пищит, не свистит, не шумит».

Помощники умной головы

Игра «Почему так произошло?»
1. Белка сидела на дереве и упустила шишку. 2. Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Варианты: 1. Собака погналась за курицей. 2. Школьники не смогли поехать на экскурсию. 1. Молоко выкипело. 2. Самолет совершил вынужденную посадку. 1. Папа раскрыл книгу. 2. Комната наполнилась дымом. 1. Котенок подошел к блюдечку. 2. Мальчик не выучил урок.

Игра «Путаница»
Однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Летит колючий крокодил. (снег) Висит зеленая собака. (слива) Самолет ползет по рельсам. (поезд) Мальчик ест скакалку. (конфету) Летит воздушный диван. (шар) Рычит лохматый слон. (пес) Смотрю в прозрачное дерево. (стекло) Дверь открывают вилкой. (ключом) Бабушка связала мягкие подушки. (варежки) Мама сварила вкусный стол. (суп)

Игра «Кто в кружочке живет»

Игра «Паровоз»
Цель: автоматизация отрабатываемого звука Первый участник: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Второй участник: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.

Что такое ТИРЗ? ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ _ схема системного, татантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейский ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы. Также ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения.

Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

Теория решения изобретательских задач используется в дошкольной педагогике почти два десятилетия. Методика развивается, трансформируется в различные формы подачи материала. Отмечается достаточно устойчивый характер овладения такими основными понятиями, как формулировка и разрешение противоречий, нахождение и использование ресурсов, стремление к идеальному конечному результату и др. К счастью, детям не свойственны стереотипы мышления взрослых. Решая тризовские задачи, дошкольники не только совершенствуют навыки творческого мышления, но и расширяют свой кругозор, развивают свои познавательные способности.

Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции и развить творческое воображение (РТВ); методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ - общая теория сильного мышления); воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. “ ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: Предварительное описание проблемной ситуации. Вычленении конкретной задачи из проблемной ситуации. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата). Выявление ресурсов и выход на конкретное решение. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения. Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага №3. Рефлексия. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда нужно указать на противоречие. Тем самым мы ставим ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Цель: научить наделять объекты не типичными признаками, представлять и объяснять практическое назначение объекта с нетипичными признаками. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах. Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. Например: Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное). Это прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.

Цель: освоение приемов преобразования признаков объектов, для развития воображения и решения проблем Приемы фантазирования: Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты. Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми. Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах. Динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему “динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему “статика” – переменные свойства в постоянные.

Эвроритм - прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану: функция и противоречия в данном объекте варианты, которыми представлен объект (фантазирова­ ние: каких вариантов не существует?) анализ ситуации: данный объект на земле остался один- единственный, какие последствия этого могут быть? анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция? анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).

Цель: учить детей менять точку зрения на объект с помощью приемов личной аналогии (эмпатии), прямой, символической и фантастической. Анализировать системы поиска нестандартного решения данной ситуации.

Приемы разрешения противоречий - объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками. Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий: во времени в одно время объект обладает одним признаком, в другое - противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая растаяла); в пространстве одна часть объекта обладает одним признаком, другая - противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная); в системах один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек труд­но сломать); в отношениях объект для одного обладает одним признаком, а для другого - противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Детский сад «СОЛНЫШКО» с. Вагай ТРИЗ-технологии в детском саду Белова Римма Руслановна, воспитатель

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) технология была разработана писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером (15.10.1926 – 24.09.1998гг). Технология была рассчитана на взрослую аудиторию, но в последнее время методика ТРИЗ становится очень популярной в детском саду. Для этого была специально разработана ТРИЗ-педагогика. Смысл ее – развитие творческих способностей ребенка. Не нарушая игрового процесса, и не теряя интереса к занятиям для дошкольников, ребенок развивается интеллектуально, познает новое и адаптируется ко многим ситуациям, которые могут встретиться ему в будущей взрослой жизни.

Цель использования ТРИЗ в детском саду – развитие качеств мышления Уникальность технологии ТРИЗ в том, что она может быть использована в работе как опытных педагогов, так и начинающих Гибкости Подвижности Системности Диалектичности Поисковой активности Стремлении к новизне Развитии речи Развитии творческого воображения

ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи Метод решений противоречий Морфологический анализ Метод фокальных объектов Простые приёмы фантазирования Системный оператор Мозговой штурм Метод каталога Метод ресурсов Метод маленьких человечков Синектика

Метод решений противоречий Учит дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. К пониманию противоречий в окружающем мире подводит детей игра «Хорошо – плохо» (Например, дождь: поливает растения, освежает воздух, наполняет реки водой – хорошо; люди мокнут под дождём, грязные лужи, холодно – плохо).

Морфологический анализ Суть заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта. Цель – выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Например, изобретаем новый стул. Слева пишем возможные формы (круг, квадрат, куб), а справа – возможный материал, из которого он может быть сделан (стекло, губка, железо, бумага).

Синектика – это методы аналогий, которые развивают память, мышление, воображение

Метод фокальных объектов Помогает снять психологическую инерцию. Даётся объект для усовершенствования, на него переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты. Например, яблоко – подушка. Подобрать 5-10 определений к каждому из них, а потом поменять объекты местами. После полученного сочетания необходимо придать объекту нужные качества: мягкое яблоко (нужно испечь в духовке), круглая подушка (сшить из кругов).

Простые приёмы фантазирования Приёмы фантазирования Художественный образ Обсуждение с детьми последствий изменений Изменение размера (уменьшение, увеличение) Дюймовочка, Репка Как практически можно использовать изменение Изменение строения (дробление, объединение) Лошарик, скатерть-самобранка Сфера применения получившихся образов Изменение подвижности (оживление, окаменение) Печка у Емели, Каменный цветок Создание изменениями проблемных ситуаций Специальное (С) и универсальное (У) волшебство С – сапоги-скороходы У – волшебная палочка Волшебство имеет ограничение Преобразование свойств времени Сказка о потерянном времени, Питер Пэн Возможность преобразования объектов Приёмы фантазирования основаны на физических преобразованиях объектов и их частей, признаков, места событий:

Системный оператор Или «системный лифт». Учит уметь анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира. 3 этап Надсистема в прошлом Среда обитания Надсистема в настоящем Среда обитания Надсистема в будущем Среда обитания 1 этап Система в прошлом Кем был? Система в настоящем Кто? Система в будущем Кем будет? 2 этап Подсистема в прошлом Части Подсистема в прошлом Части Подсистема в будущем Части

Где можно встретить? Лес, парк Где можно встретить? Лес, парк Где можно встретить? Лес, парк Что было? Росток Что? Дерево Что будет? Пень Из каких частей состоит? Корень, стебель, почки Из каких частей состоит? Корни, ствол, ветки, листья Из каких частей состоит? Корень, коряга Метод системного анализа позволяет знакомить с частями предмета, рассмотреть предмет в динамике, увидеть его одновременно в функциональном, структурном и временном аспекте. Является главным в упражнении развития системного логического анализа

Мозговой штурм Это коллективное обсуждение проблемной ситуации. Во время мозгового штурма происходит активизация мыслительной деятельности, он даёт возможность высказать любое предположение, которое будет принято к обсуждению без критики. Например, темой мозгового штурма может служить фраза: «Как поймать мышь?»

Метод каталога Или метод «снежного кома». В процессе решения проблемы происходит наслоение событий. Для создания в событии персонажей, предметов, ситуаций используется детская книга с минимумом иллюстраций, по возможности прозаическая. Взрослый задаёт вопросы по будущему сюжету сказки (О ком сочиняем? Какой он? С кем дружил? Кто им мешал? Чем всё закончилось?), а дети ищут ответ в книге, произвольно указывая пальчиком на любое место в тексте

Метод ресурсов Учит выявлять возможности объекта, придумывать способы использования его ресурсов в проблемных ситуациях. При этом начинает действовать «энергия полей».

Ресурсы имеют энергетические поля Механическое – физическое воздействие; Акустическое – звуковое воздействие; Тепловое – нагревание, охлаждение; Электрическое – использование энергии тока; Магнитное – использование магнитного притяжения. Для предотвращения неблагоприятного действия и получения благополучного результата предлагается заменить (или внести) действие любого поля

Метод «маленьких человечков» Приём, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними, позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества (твёрдое, жидкое, газообразное). Все предметы состоят из множества маленьких человечков, и от того, как они себя ведут, каким подчиняются командам, зависит состояние вещества.

Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать Человечки жидкого вещества стоят рядом не держась за руки, поэтому их легко разделить Человечки твёрдого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твёрдый. Чтобы его разделить, нужно приложить усилия.

Этапы метода «маленьких человечков» Моделирование объекта, вещества: Моделирование процессов, происходящих с веществом: Моделирование процессов взаимодействия двух предметов: твёрдое тело – бумага, жидкое тело – вода. бумага рвётся, вода льётся. бумага впитывает воду Процессы взаимодействия предметов и веществ: «+» – соединение, «-» – разъединение, «0» - нейтральное

Все перечисленные методы ТРИЗ реализуются поэтапно, в зависимости от степени подготовленности детей: 1 этап – педагог сам рассказывает и показывает, что делает (с помощью Игрушки-помощницы); 2 этап – действия взрослого дополняются детьми; 3 этап – сами дети производят действия или создают ситуации, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей; 4 этап – ребёнок самостоятельно выполняет действия по проблеме или ситуации.

Методы ТРИЗ помогают реализовать различные пособия: Кольца Луллия «Волшебная дорожка»

УСПЕХОВ ВАМ В РАБОТЕ!